МИФЫ ОБ ИНКЛЮЗИИ
У инклюзивного образования в Санкт- Петербурге давняя история. 35 лет назад президент СПБ АРДИС (ассоциация родителей детей-инвалидов по слуху), тогда еще просто мама девочки с серьезным нарушением слуха, Валерия Ольшанская не захотела отдавать дочь в специальный детский сад, и сделала все для того, чтобы Варвара обучалась и общалась в среде слышащих людей. Ныне Варвара успешный предприниматель, общественный деятель, человек, делающий много для поддержки организации СПБ АРДИС и других семей, желающих пойти по их проторенному пути. А 20 лет назад в ГДОУ 41 (сейчас городской ресурсный центр интегративного воспитания) началась работа по включению детей с нарушениями в развитии в группы нормально развивающихся детей. К этой инициативе присоединилось еще несколько детских садов, которые называли себя интегративными и при поддержке Комитета по образованию уже нашли возможности выделять дополнительный штат на поддержу процесса.
Многие из семей, которые стремились к тому, чтобы их дети воспитывались и обучались именно в среде обычно развивающихся детей, были активными и вовлеченными в процесс воспитания – посещали службы ранней помощи и абилитации, родительский клуб «Быть вместе», ориентировались на передовой опыт родителей как российский, так и зарубежный. Эти родители активно искали поддержки юристов и находили ее. Они обнаружили, что и за рубежом практически все, чтобы было сделано для продвижения инклюзивного образования, было сделано родителями и самими активными потребителями услуг – людьми с инвалидностью.
Продвигать идеи инклюзии и интеграции всегда было непросто потому, что педагогическое сообщество, и просто обычные люди воспитаны в культурной традиции, когда люди с нарушениями в развитии длительное время учились и даже жили отдельно. Люди, в том числе и учителя обычных школ привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах, они работают только в трудовых мастерских (если работают), проживают либо в специальных интернатах, либо дома, имея мало социальных контактов.
Поэтому и сейчас самое сложное в продвижении совместного воспитания и образования (его называют и интегрированным, и инклюзивным) детей является ломка и преодоление стереотипов, и развенчивание на глазах рождающихся и распространяющихся мифов.
Один из мифов – «дети в школах очень жестокие и злые, и лучше не рисковать». Но это не является правдой. Многое зависит и от возраста детей, и от специфики нарушения, а опыт показывает, что дети часто добрее взрослых, особенно, если рано встречаются с ДРУГИМИ, немного непохожими на них. Ребенку много чего можно объяснить, главное, иметь желание и найти правильные слова.
Другой миф – «учителя обычных школ не готовы брать детей с нарушениями». Опыт показывает, что всегда были учителя, которые брали, это просто не называлось красивым именем «инклюзия». Опыт показывает, что учителя, если предложить им поддержку, помощь сопровождающего (ассистента, тьютера), а также дать возможность использовать методы парных уроков, командой работы, работы по вариантам, и самое главное, продумать систему годовой аттестации, совершенно не против работать с очень многими детьми с нарушениями в развитии.
Третий миф – «специальная школа лучше для таких детей, потому что там пользуются специальными методами, там лучше обучают, там оказывают поддержку в профориентации». Но и это не так. Специальные методы можно использовать и в обыкновенной школе, если специальная школа поделится своими ресурсами – знаниями и сопровождающими специалистами. У страха глаза велики. Это подтверждает опыт многих, из тех, кто попробовал. А профориентация? Подготовленные делать табуретки ученики вспомогательных школ не умеют общаться в обычной жизни, привыкли либо бездумно и запуганно подчиняться, либо нарушать все правила, и этим они напоминают выпускников детских домов, для которых адаптация к условиям детского дома никак не связана с социализацией в обществе. Успешно адаптированные в закрытой среде, выпускники всех специальных заведений испытывают колоссальные трудности в жизни среди обычных людей.
Четвертый миф – «если инклюзивному образованию и бывать, то оно должно родиться в недрах специального образования, ни в коем случае нельзя пойти по западному пути, так как специальное образование в России одно из самых сильных в мире, и у России свой собственный путь…»
В России, возможно, и собственный путь, у такой позиции много союзников и в общественно-политической жизни. Но в отношении инклюзии и совместного обучения – путь очень похож на пути всех стран, а именно, учителя и специальное образование сопротивляется, а родители настаивают. Настаивают потому, что платят в этой стране налоги, потому, что хотят иметь выбор, потому что знают и видели уже много положительного опыта. Многие родители уже гораздо грамотнее и образованнее профессионалов в отношении новых методов, результатов исследований и тд. Многие родители, которые черпают информацию в сети, проходят дистанционное обучение в других странах, в частности, по программе АВА (метод модификации поведения), уже готовы вести диалог на равных. Они потребители услуг, они живут в России, где подписано много прекрасных законов и ратифицировано конвенций, они могут рассчитывать, что им не скажут обычное «мы все понимаем, но у нас нет условий». Они могут рассчитывать на то, что условия будут создаваться.
И они постепенно создаются. В последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другая концепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и дискриминации.
Сейчас в Петербурге уже выросло целое поколение людей с нарушениями, которые прошли через обычные детские сады и школы. Их немного, но они есть. Эти люди готовы выступать, рассказывать, делиться своим опытом, в том числе и негативным, который вовсе не закрывает путь в инклюзию, а наоборот делает жизнь человека похожей на жизнь всех остальных, обычных людей. Как сказал на своем выступлении в одной из школ старшеклассник с церебральным параличом Юра Г., отвечая на вопрос учителей, не обижают ли его в школе - «Иногда обижают, ну и что?!»
(с) СПб Коалиция "За образование для всех", 2012