В рамках недели Инклюзивного образования, прошедшей 12-18 марта 2012 года благоданостями за активную работу в области инклюзивного образования Уполномоченным по правам ребенка С.Ю.Агапитовой награждены
С.Ю.Агапитова, Уполномоченный по правам ребенка вСПБ за поддержку движения «За образование для всех» получила благоданость коалиции "За образование для всех"
Закончился проект Санкт-Петербургской коалиции "За образование для всех": «Подготовка массовых школ к включению детей с особыми потребностями. Дети должны учиться вместе!»
Обращаем ваше внимание, что в разделе Полезная Информация добавлена презентация международной конференции «Равные и разные: бизнес и общество детям».
В Санкт-Петербурге в рамках «Петербургского образовательного Форума-2010 прошла международная конференция: «Равные и разные: бизнес и общество детям». На конференции с докладом на тему:
, выступила Валерия Борисовна Ольшанская, специалист по социальной работе, президент СПБ ОО детей-инвалидов по слуху и их родителей «СПб АРДИС», координатор проектов Санкт-Петербургской Коалиции. Полностью презентацию доклада можно найти в разделе ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
В Городском Центре восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией №1 ( городской детский сурдоцентр)прошёл Круглый стол с родителями слабослышащих детей. Встречу вела Гурьева Марина Геннадьевна, сурдопедагог городского детского сурдоцентра, участник проекта :
Главная тема встречи - выбор будущего учебного заведения для ребенка с нарушением слуха: специализированное или общеобразовательное. Родители, чьи дети учатся в обычных общеобразовательных школах, делились своим опытом с теми, кому еще предстоит отправить детей в первый класс. Некоторые родители пришли с детьми. Школьники рассказали о своей учебе в школе, с кем они дружат, какие оценки у них по каким предметам, тяжело ли им учиться, помогают ли им учителя. После ответов на вопросы детей ждал чай и настольные игры, а родители продолжили обсуждение.
Более сорока фильмов-призеров международного фестиваля "Кино без барьеров" были показаны в Петербурге в мае-июне на самых разных площадках. Заключительный вечер - показ фильмов и дискуссия - состоялся 22-го июня в КЛУБЕ "КНИГИ И КОФЕ" (наб. Макарова, 10). Организаторы: РООИ "Перспектива" (Москва), СПб Коалиция "Образование для всех", (Петербруг), СПБ АРДИС, программа "Зеленая гравитация" (Россия-Франция)
"Кино без барьеров" - такое смелое название было дано международному фестивалю, проходящему в Москве (РООИ "Перспектива"), где показывали жизнь людей с так называемой инвалидностью, очередное "эхо" которого прошло в Петербурге в мае-июне. Ох, уж эта политкорректность: вот теперь уже и мы, вслед за американцами выворачиваем языки, строим синонимические ряды, прикрываем рот рукой. От неуважительного "ненормальный", "с отклонениями", "дефективный", "неполноценный" и "больной" к уважительному "человек с нарушениями", "с ограниченными возможностями", "с особыми потребностями". Однако одни особо отважные и принципиальные (часто из среды "помогающих" профессий) утверждают, что слова не имеют значения: "как был "дебил", так идиотом и остался" или "могу не произносить слова "дефективный", но что от этого меняется?" (из подслушанного). Другие задаются философскими вопросами: "а у кого из нас нет особых потребностей"? "У кого возможности не ограничены?"
Таким образом, споры продолжаются и могут длиться до бесконечности, а многие из тех, для которых мы подыскиваем изящные и новейшие "толерантные" называния (некоторые из них имеют документы и пособие по инвалидности) живут в своих домах, невидимые глазу. Правда последнее время, откликаясь на призывы президента, депутатов и министерств (которым некоторые смельчаки-борцы за права изредка напоминают о ратифицированных международных документах в этой области), СМИ в режиме обязательных программ и колонок рассказывает о новых замечательных центрах реабилитации, мужественных преодолениях и спортивных победах инвалидов, грандиозных международных проектах в области помощи инвалидам. Все толще и глянцевее становятся журналы на эту тему, политкорректнее названия, помпезнее отчеты, цветнее фотографии. И это неудивительно, ведь Россия - богатая страна. Да и люди в России - глубокие и рефлектирующие, задаются вопросами, как бы называть этих людей, чтобы ни их, ни себя не обидеть, десятилетиями обсуждают законы, ищут механизмы их реализации, бьют себя в грудь и спорят до хрипоты о терминах и подходах, напиваясь на международных конференция по вопросам инвалидности в пятизвездочных отелях.
"А мой бедный чижик, он все сидит в клетке..." - пел Юлий Ким в 80-ые, имея в виду академика Сахарова. Наш "чижик" - человек со справкой по инвалидности или без таковой, который нуждается - в посторонней помощи ли, в специальном оборудовании ли, в том ли, чтобы его не ограничивали в общении с разными людьми, помещая в специально предназначенные школы и учреждения - наш "чижик" все продолжает сидеть в клетке..И это не для кого не секрет, особенно для тех, кто бывает в других странах. "Сколько у них инвалидов!" - восклицаем мы, оказываясь на улицах и в транспорте. И вдруг осекаемся... медленно осознавая, что "своих" инвалидов мы просто не видим...
Но вернемся к фестивалю "Кино без барьеров". Не служит ли он на те же цели - поставить галочку организаторам, отработать "информационный повод" журналистам? Такой риск, при учете всего выше названного, существует всегда. Как сказал журналист Юрий Кузнецов, постоянный участник и организатор показов, "есть риск, что это "кино без барьеров" превратится в "кино за барьерами", но делать все равно надо..."
Итак, раз в два года РООИ "Перспектива" организует фестиваль в Москве, собирая престижное жюри и лучшие фильмы со всего мира (ведь традиция таких фестивалей давно существует с мировой практике). Несколько дней в одном из крупных кинозалов столицы крутят документальные и художественные фильмы, ценность которых безусловна и определена предварительным отбором. Проходят дискуссии и круглые столы, выступают чиновники и спонсоры. Как и в любом солидном фестивале обеспечено участие кинокритиков, режиссеров, героев фильмов, зрителей из разных слоев общества и регионов, многие из которых - люди с инвалидностью. "Это наше кино" - так даже высказываются некоторые из них.
Немного о самих фильмах, которые конечно же лучше смотреть, чем читать о них. Один из самых популярных фильмов "Письмо матери", снятый о Рубене Гонзалисе Гальего - внуке генсека коммунистической партии Испании. Все просто - ребенок родился с деформацией конечностей, матери, студентке советского ВУЗа сказали (по указу соответствующих органов), что ребенок умер, и поместили в советскую интернатную систему, путешествие по которой Рубен начал в 1966 году. В настоящем - сорокалетний писатель, получивший премию Букера за пронзительную книгу "Белое на черном", проколесив всю Европу, разыскал свою мать в Праге. Так она узнала, что он жив. Фильм снят о путешествии Рубена в поисках матери и об этой душераздирающей встрече с ней.
Фильм "О любви" Тофика Шахвердиева не нуждается в комментариях: один из немногих призеров фестиваля на русском языке, был показан несколько раз по телевидению. Кому-то посчастливилось его увидеть. "Дети не замечают, что Женя чем-то отличается от них" - говорит учительница второклассников замечательной школы, где учатся два Жени - мальчик и девочка. Она - вообще без рук, с болтающими рукавами, и "ногами вместо рук" в полном смысле слова, он - не может ходить, но может ползать, петь, влюбляться, говорить голосом Ельцина и Путина. "А в остальном, ….все хорошо...", и дети в классе по гениальному замыслу режиссера фильма говорят исключительно о любви. Подсчитывают "любовников", обсуждают "измены", "донжуанские" похождения, строят планы на будущее. Мы умиляемся и смеемся от души, и только на 10 минуте 20-минутного фильма замечаем, что что-то не так... Мы замечаем... Замечают ли дети, замечают ли сами Жени - талантливые и веселые, жизнерадостные и влюбчивые?
Замечают ли... И что будет, когда заметят. "У нас люди и без мозгов живут, а наша Женя только лишь без рук..." - размышляет Женина бабушка, решительно отказавшаяся оставить ребенка при рождении, как сделала мама Жени. "Я, кажется, отличаюсь от других девочек", рассуждает Женя, и мы замираем... и тут ловкий режиссерский ход, и мы слышим раздумчивое продолжение: "глазами, потому что, у кого глаза голубые, у кого серые..." Как весело, странно и страшно смотреть этот фильм, и как печаль от неизбежных будущих огорчений главных героев пронизывает зрителя, а вместе с тем уважение и преклонение перед жизнью, такой как она есть. Это всего лишь два из более чем сорока фильмов-призеров четырех московских фестивалей. Все они сняты замечательными режиссерами и операторами, и потому к ним подходит простое и короткое обозначение "хорошее кино". И очень не хотелось бы, чтобы оно попало в эксклюзивную категорию "кино не для всех" - это кино решительно для всех.
С 2002 года принимая участие в организации такого эха фестиваля в Питере, мы год от года наблюдаем все более грустную картину - один день показа в кинотеатре "Родина", открытие с торжественными речами чиновников, пресс-конференция, забегающие на "пару минут с тремя вопросами" журналисты (их можно понять - "волка ноги кормят"), взятые в аренду на один день пандусы для приезда инвалидов (ведь инвалиды один раз в году в кино ходят!), полупустой зал... ...День закончен, "шум" организован, тема в который раз поднята, а прекрасные фильмы в большом кинотеатре посмотрели несколько десятков человек... Фильмы фестивальные, показ которых на широких экранах регламентируются особым разрешением, да и крутить их кинотеатры более не заинтересованы - некассовые... Фильмы, которые не нуждаются ни в комментариях, ни сопроводительных речах, разве что требуют потом отреагирования, разговора, размышления вдвоем, втроем, в группе. В общем, как всякое хорошее кино...
История Эха фестиваля в 2009 году сложилась несколько по-другому. По причине наболевшего от вышесказанного. Очень нам захотелось нарушить традиции, достучаться, ну если не до каждого, так хоть до кого-нибудь, кто не принадлежит к числу самих людей с инвалидностью или профессионалов, для которых просмотр такого кино - очередная галочка в теме, в которую он и так погружен с головой. Хотелось "донести" это кино и до тех, кто любит просто смотреть и обсуждать кино, и до "просто людей", которые посмотрят это кино просто так... без цели стать или сделать кого-то толерантнее. Но, конечно, без последних тоже не обошлось - психологи, социальные работники, врачи получили возможность посмотреть эти фильмы, потому что "оно пришло к ним само" в качестве одного из мероприятий на семинарах и конференциях.
Фестиваль действительно "прокатился раскатистым эхом" по Питеру. Более 30 показов, больших и малых прошли в разных аудиториях (киноклубах, университетах, конференциях), а те, кого затронули фильмы, имели возможность, подписав специальное соглашение о нераспространении фильмов с коммерческими целями, взять какие-то из них и показать другим.
Участники нескольких больших конференций для психологов и психотерапевтов смотрели фильмы с интересом. Психологи, любящие поговорить о чувствах - одна их самых благодарных аудиторий для такого кино. "Свободный доступ" к слезам, самоанализ на тему того, "почему было не очень приятно в некоторые моменты смотреть на экран и обсуждать некоторые поднятые темы", желание поделиться с другими. "Мы все время говорим о Других, работаем над принятием Другого, а вот таких Других мы никогда не видели, как они живут, не знаем, об этих проблемах никогда не думали..." - что может быть ценнее таких профессиональных реакций.
Число неразрешимых экзистенциальных проблем человеческой жизни (а кому легко?) пополняется еще одной. Ведь люди с инвалидностью и хотели бы рассказать о том, что их мучает, да порой некому, да мы уже заранее все о них знаем, проблемы их перечислили, обобщили, изучили, реабилитацию назначили... Этим их "неразрешимая" проблема становится еще более неразрешимой - им вроде бы и поплакать над ней негде, и помощь психологическая - второстепенное дело, а главное - реабилитация, занятость, пандусы. И вообще, они люди необыкновенные, стойкие, мужественные, с особой судьбой, посланной им свыше, а мы, если сподобимся, можем брать с них пример в том, как справляться и жить в невыносимых условиях.
Один из фильмов, собравший самые неоднозначные комментарии и реакции - "Желания любви" (Франция). Люди с тяжелой инвалидностью откровенно делятся своими мучительными размышлениями о том, что они называют словом "секс": о невозможности и мечтах о близости, о телесных потребностях, о проблемах, связанных с тем, что самостоятельно они не приблизиться к другому, даже если у них есть взаимное желание, так как тела их не принадлежат им, а полностью зависят от помощников и от философии ухода за ними... Фильм шокирует многих и откровенностью происходящего на экране, откровенными рассказами и теми вариантами решения проблем, которые предложены в некоторых странах (речь идет о Франции, Англии, Голландии). Люди, обладающие телами, которые скрючены, обездвижены, на которые невозможно смотреть без боли, говорят о желании телесного контакта с другим, близости, ласке, просят о любви. Эти потребности часто решаются через сексуальный контакт, и поэтому мы слышим их так, как будто бы они говорят о сексе, просят секса, и мы задаемся вопросом о том, как мы можем им в этом помочь. Но о сексе ли говорят они? Название фильма "Желания любви" говорит о том, что авторы хотели, чтобы мы услышали стоящий за просьбой о сексе - вопль о любви... Фильм заставляет задуматься в который раз о любви и сексе, об их связи и ее отсутствии. О том, как в обществе объективируется и артикулируется "сексуальность" как потребность, которую надо удовлетворять как любую другую базовую потребность, потому как человек - существо живое. Но не более ли базовой является потребность в любви? И как человек с инвалидностью может получить любовь, не прося о сексе - том, что "положено ему по праву" в обществе, где потребности удовлетворяются... Вот и получается, что о сексе просить проще, чем о любви. Не так ли это и у всех остальных?
И отсюда вытекает еще одна проблема, не имеющая простого решения - пути "удовлетворения" такой "сексуальной потребности инвалидов" разные в разных странах, потому в разных обществах "удовлетворяющих потребности и реализующих права...", точнее в разных субкультурах в разных местах проходит морально-этическая черта... В России смотреть такое кино особенно странно, потому как нам трудно ощутить разницу французского и голландского решения - те, кто не решается удовлетворить все потребности разом и размышляет об этом, и те, кто "удовлетворил" запрос людей с инвалидностью и создал специальную "службу по удовлетворению". И действительно, в обществе, где публичные дома - обычная вещь, почему не для инвалидов? У зрителя идет голова кругом от множества затронутых тем, неразрешимых проблем и захватывающего аффекта, и одной из вполне закономерных реакций в одном из киноклубов города, где собираются философы-кинолюбители, было резкое прерывание просмотра: "Что нам до того, что инвалиды тоже хотят трахаться! Разве у нас мало проблем... Это кино для специалистов - пусть они смотрят".
И в который раз задумываешься - а надо ли собственно тем, кто размышляет лишь об эстетике кинематографа, смотреть такие фильмы. Ведь не все готовы прорываться через другую эстетику - эстетику откровенности размышлений над клубком невероятных нравственных противоречий, в спутанность которого внесен вклад нашим обществом, то есть нами самими.
Действительно, не все проходило гладко и без накладок. Кто-то выключал фильм на середине, а кто-то "защищался" от темы другими способами. В Институте киноинженеров, несмотря на договоренность, студенты нас не ждали. "Кино без барьеров" полагалось им "в нагрузку" к встрече с американским журналистом. "Ну, вы быстренько скажите, что хотели сказать, оставьте фильмы и идите... Не беспокойтесь, мы все посмотрим, обсудим. Ведь это наша профессия. Да и тема актуальная - мы о ней говорили уже" - приходит к ним на помощь преподаватель. Студенты - ясноглазые и живые, смотрят с мольбой - "оставьте и идите.." Глядя на них, почему-то появляется уверенность - действительно, посмотрят. И, правда, посмотрели, отзывы написали, запланировали показ для всего ВУЗа на сентябрь. С радостью отдаем фильмы в руки тех, кто действительно будет их смотреть и показывать другим.
И таких много. Молодежь в новом культурном центре ЛОФТ ЭТАЖИ приходит сюда посмотреть кино каждую среду. Проект КИНО-ВИНО на шестом этаже бывшего хлебозавода, а ныне центра современного авангардного дизайна собирает интересующихся фильмами редких кинофестивалей. "Кино без барьеров" тоже редкий фестиваль. Несмотря на убойную рекламу "фильмы про людей с инвалидностью и толерантность", большой зал быстро заполняется студентами, которые с бокалом вина в руках с живейшим интересом и вниманием смотрят фильмы. Рой, герой фильма "Пройди этот путь" - фанат рок-группы, известный американском рок-сообществе, не имеет ног. Зато он имеет дочку, которая живет с ним после его развода, был дважды женат и к сорока годам ощутил свою миссию. Подстриг длинные волосы, сменил одежду на приличный костюм, сел на свою элегантную коляску и начал разъезжать по школам, рассказывая детям о маленьком мальчике, которому в детстве пришлось нелегко, когда его дразнили сверстники. "Какие чувства, как вам кажется, испытал этот мальчик? Да, вы правы, обиду, боль, гнев, беспомощность. Так вот этим мальчиком был я!" - он элегантно разворачивается на коляске, как будто делает танцевальное "па". "Теперь давайте повторим три вещи, которые нельзя делать, если вы увидите такого мальчика..., раз - нельзя дразнить, два - нельзя унижать, три - нельзя не помогать, если просят о помощи". Дети на экране, студенты в зале смотрят широко открытыми лазами. Да, даже если хочется унижать, дразнить, нельзя. Раз, два, три. Просто, по-американски. Звучит рок, ревут мотоциклы, все открыты и радостны.
В Смольном Университете и пресс-клубе "Зеленая лампа" просмотры проводил Илья Утехин, известный антрополог и культуролог, специалист по семиотике и теории коммуникации. Один из фильмов, показанный в этой аудитории, назывался "Как бабочка" (Польша), и речь в нем об удивительном языке БЛИСС, который помог "заговорить" мальчику, попавшему в интернат как "овощ" и "лежак" (такими словами в народе называют тех, от которых не ждут никаких сигналов коммуникации). С помощью моргания, движения ноги, таблиц с блисс-символами и внимания логопеда, случайно обратившей внимания на пытливый взгляд сидящего в углу мальчика, он начинает общаться, и даже писать стихи. Мы являемся свидетелями трогательной сцены приема Прземека в скауты, где согласия служить Богу и Польше, помогать другим и защищать отечество он отстукивает ногой. Фильм заканчивается песней, написанной на стихи Прземека... Аудитория активна, говорит и спрашивает про дополнительные методы коммуникации, предлагает помощь таким детям. К слову сказать, многие студенты оказываются волонтерами, работающим в интернатах для людей с инвалидностью.
Молодые лидеры, собравшиеся на просмотр центре развития некоммерческих организаций (ЦРНО) после просмотра приняли решение смотреть фильмы ежемесячно, и долго не расходились, предлагая новые места для показов.
В заключительном вечере в Центре литературы и книги "Книги и кофе" на набережной Макарова, кроме зрителей, собрались большинство тех, кто вошел в комитет поддержки показов: поэт Галина Гампер, писатель Александр Мелихов, журналист Юрий Кузнецов. Их имена, а также некоторых других известных в городе людей поддержали акцию, и сделали ее более значимой. К слову сказать, Галина Гампер и Юрий Кузнецов принадлежат к числу тех, о ком фильмы - людям с инвалидностью. Их слово - как членов так называемой референтной группы - имеет больший вес. Кстати, и про Галину Гампер и про Юрия Кузнецова сняты документальные фильмы, которые тоже входили в число распространяемых нами. Так и хочется спросить этих талантливых и творчески реализованных людей "А вам-то нужны эти фильмы? Или может быть хватит разговоров, эмоций, обсуждений, пойдемте оборудовать город, менять законы..." Но после просмотра волшебная сила искусства вновь поднимает людей с мест. Кто-то говорит об обаянии людей с инвалидностью, кто-то об их таланте, кто-то о подвиге и возможности абсолютной самореализации их родителей ("не было счастья, так несчастье помогло"). Говорят, о том, что их есть, за что любить, есть - за что уважать, есть - за что. Как же нам важно найти "за что...", как это "по-человечески"... "Господи, как же трудно найти верный тон в разговоре об инвалидах, не сорваться ни в скоропортящуюся жалость, ни в фальшивое великодушие - пишет о первом фестивале 2002 года кинокритик Алексей Медведев, - "они такие же, как мы, только лучше". Конечно, они не такие же, как мы. Именно поэтому так тяжело смотреть на них, именно поэтому так трудно представить, что и мы могли бы. Современное общество испытывает перед инвалидами священный ужас. Нам, здоровым, кажется: случись это, и жизнь кончится. И почти уже невозможно понять, как можно быть инвалидом и всерьез рассчитывать на равенство возможностей, интересную работу, счастье, наконец. Ну, разве что представить себе, что мы, наверное, тоже казались бы неполноценными в мире людей, умеющих летать". К этим словам Алексея Медведева не хочется ничего добавлять. От показа к показу остается все меньше желания профессионально "сопровождать" людей в этот мир, организовывая обсуждения, поощрять высказывания, задавать вопросы. Ведь на каждый аргумент "толерантности" найдется контраргумент, на каждое высказывание, найдется свое "да, но..."... Да и что можно сказать об эффекте подобных мероприятий... Наверное, нельзя его учесть и измерить по-настоящему. Ведь не учитывать же энтузиазм, с которым посмотревший фильм ринулся перетаскивать через дорогу слепых старушек. Ведь не об этом речь. Один мужчина, школьный психолог после одного из просмотров поднялся с места и держал речь. Что-то о травме, что-то о его профессиональном опыте ... Потом внезапно осекся и произнес: "Знаете что... Вот только что, посмотрев эти фильмы, я стал какой-то другой...". Этим все сказано.
Автор: Виктория Рыскина